На отправку одного электронного счета-фактуры надо 5 минут, на 100 – до 8 часов. Проблемы в работе с ЭСЧФ уже всплывают

23 августа 2016

Подписка на журнал

Мы в соцсетях
Маргарита Новосельцева
Маргарита Новосельцева - учредитель бухгалтерских компаний “Райкири” и “Делай Свое Дело”. Главный бухгалтер с опытом работы более 10 лет, опытом налогового и бухгалтерского консалтинга более 8 лет. А также с опытом автоматизации бухгалтерских процессов, для облегчения работы руководителя. Автор полезных статей, спикер семинаров и конференций, а также обучающих курсов на различных площадках для малого и среднего бизнеса. В клиентском портфеле более 100 компаний.

С 1 июля некоторые плательщики НДС в обязательном порядке выставляют партнерам электронные счета-фактуры (ЭСЧФ). Подробности мы уже рассказывали. Спустя полтора месяца индивидуальные предприниматели и компании, которые работают с ЭСЧФ по НДС, уже столкнулись с первыми трудностями. 

 

1. Операционная система и подготовка компьютера к работе

Если вы владелец MacBook (OS X) или фанат Linux, отправлять ЭСЧФ со своего компьютера вы не сможете без дополнительных ухищрений.

Но и далеко не на всех компьютерах с Windows система будет работать. С совсем старыми версиями и так все понятно (требуется операционная система не ниже Windows XP Service Pack 3).

Кроме того, бухгалтеру тяжело быстро настроить доступ. Вот весь список требований.

Что делать? Хорошее решение для всех операционных систем — поставить виртуальную машину: программу, которая «имитирует» работу операционной системы Windows, настроенную под все требования.

 

 

Если этот вариант не подходит, то пригласить системного администратора, который поставит Windows и соблюдет все требования разработчиков.

 

2. Создание и отправка ЭСЧФ.

Электронный счет-фактуру можно создать:

  1. Набрав его вручную на специальном портале, созданном для работы с ЭСЧФ. Через портал идет загрузка исходящих электронных счетов-фактур, которые надо передать контрагенту-покупателю, а также выгрузка входящих ЭСЧФ, которые компания получает от контрагентов-поставщиков.
  2. Подгрузив специальный xml-файл, который создается в бухгалтерской программе, в которой вы работаете.
  3. Загрузить прямо из бухгалтерской программы — на портал. Последний способ особенно хорош, т.к. далеко не все программы сегодня позволяют даже формировать ЭСЧФ. Не то что его отправить в виде xml-файла.

То есть, для того чтобы формировать и отправлять ЭЧСФ, компании сегодня сталкиваются с проблемами покупки нового бухгалтерского софта или доработкой старого. Вопрос что лучше и дешевле — остается открытым. Тут каждый выбирает для себя сам.

В любом случае, мы рекомендуем работать с лицензионным ПО. Тогда с отправкой ЭСЧФ возникнет меньше проблем.

 

3. Следующее испытание — постоянно «зависающий» портал.

Из-за этого вы не можете отправить ЭСЧФ. Хоть и очень хотите. Что делать?

Если есть возможность задержаться на работе на часок-другой, то после 18.00 портал работает, а после 20.00 вообще «летает».

А вот если на портале профилактические работы — придется ждать. Будем надеяться, работа портала в будущем усовершенствуется.

 

4. Даже если у вас сотни накладных, отправлять их можно по одной.

У вас 100 и более исходящих накладных и нет возможности отправлять их на портал напрямую из бухгалтерской программы? В этом случае загружать каждую придется по одной. И отправлять тоже по одной. Алгоритм следующий: открыть файл электронного счета-фактуры — подписать его электронной цифровой подписью (ЭЦП) — отправить. По одной!

Что это значит? Отправка 1 накладной займет примерно 1-5 мин. Отправка 100 накладных — 100-500 мин (т.е. от 1,5 до 8 часов времени). Соответственно, без должной автоматизации и при больших объемах исходящих документов компании в ближайшее время понадобится новый сотрудник: только для отправки ЭСЧФ. А это затраты на зарплату, налоги, рабочее место и т.д.

 

 

Или придется дополнительно загрузить старого сотрудника.

Очень хотелось бы, чтобы разработчики портала реализовали такую возможность, как подписание и отправка на портал сразу всех выбранных ЭСЧФ.

 

5. Двойной ввод пароля при подписании и отправке ЭСЧФ

Зачем это сделано — мне, как пользователю, непонятно. Тем не менее, вводить эти данные приходится два раза — во время одной операции. Следовательно, сотрудник тратит на одну операцию больше времени, чем необходимо.

 

6. Работа со входящими ЭСЧФ

Для понимания порядка действий пропишу алгоритм их приема:

  1. Зайти на портал в Личный кабинет.
  2. Подписать входящие ЭСЧФ электронной цифровой подписью.
  3. Выгрузить входящие ЭСЧФ (не обязательно).
  4. Отметить, что от конкретного поставщика поступил входящий документ.
  5. Принять НДС к зачету — по входящим ЭСЧФ.

То есть, чтобы взять НДС к зачету по входящему документу, с 1 июля необходим ЭСЧФ. Компании нужно проверять, поступил ли такой электронный счет-фактура от поставщика или нет. И делать это надо по каждому документу. Если коротко: добавился очередной реестр, дополнительный процесс сверки. Его нужно вести для того, чтобы определить во время подсчета налогов, можно брать НДС к зачету или нет.

И все проблемы здесь упираются в автоматизацию ведения такого реестра. Если автоматизации нет, то его ведение — это рабочее время, за которое надо платить. На сегодняшний день нормальных автоматизированных решений на рынке очень мало, а их стоимость совсем немаленькая. Если крупные предприятия могут себе все это позволить, то для малого и даже среднего бизнеса это проблема.

Остается надеяться, что со временем проблемы в использовании электронных счетов-фактур будут решены — разработчиками системы ЭСЧФ.

Комментарии

Добавить комментарий